В Кемеровском Коммунально-строительном техникуме состоялась Спартакиада среди профессиональных образовательных учреждений по настольному теннису. Студенты ГПОУ ТТТ под руководством Кондратьева А.С., руководителя физического воспитания, приняли в ней активное участие.
Наша жизнь наполнена различными эмоциональными переживаниями. Эмоции выражают нашу оценку ситуаций и отношение к ним. Зачастую с эмоциями связан ряд проблем: они мешают нам проявить себя и являются причинами конфликтов. Есть эмоции положительные и отрицательные. И те, и другие важны и нужны – они помогают нам расти и развиваться.
Какую пользуприносят эмоции?
Страх (тревога) – направлен на устранение угрозы, побуждает к личностному развитию. Печаль – мотивирует на поиск смысла жизни, принятие ответственности, упрочение связей с людьми. Отвращение – сигнал другому человеку о неприятии его поведения. Презрение – средство укрепления групповых норм. Гнев – помогает устранять препятствия на пути к цели. Стыд – повышает восприимчивость к эмоциям других. Вина – стимулирует к исправлению ситуации. Удивление – подготавливает к эффективному взаимодействию с новым объектом/событием/ситуацией. Интерес – повышает работоспособность, стимулирует к познанию. Радость – сопряжена с расслаблением, способствует процессу выздоровления.
Не проявленные негативные эмоции скапливаются в теле и могут пагубно сказываться на состоянии здоровья и снижении самооценки. Поэтому чрезвычайно важно учиться распознавать и проживать их правильно и своевременно. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.
Анализ негативных эмоций:
1. Почему я так рассержен (обижен, напуган)? 2. Что я хочу изменить? 3. Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством? 4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их» («его, ее»)? 5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят…», «Они меня не уважают…»)?
Правила выражения негативных чувств
Если вас что-то не устраивает, постарайтесь объяснить, чем именно вы недовольны. 1. Не откладывайте выражение чувств, делайте это сразу. 2. Объективно опишите ситуацию: «Я рассердился, потому что …». 3. Используйте местоимение «я». 4. Называйте свои чувства по имени: «Я злюсь», «Мне неприятно», «Я расстроен». 5. Подкрепляйте свои высказывания действиями: мимикой, жестами, интонацией. Но не нужно распускать руки — расслабьтесь, вздохните, улыбнитесь. 6. Точно сформулируйте, чего вы хотите. 7. Выслушайте спокойно все аргументы партнера.
Ваша искренность поможет не только решить конфликтную ситуацию, но и даст возможность окружающим уважать вас.
Для взрослых: ребенок-первокурсник – новый уровень сложности?
«Главное – хорошо сдать экзамены, а дальше все само собой сложится», - думают родители и облегченно выдыхают, когда их чадо заканчивает школу. Потом подросток поступает в какое-нибудь учебное заведение, начинает получать профессиональное образование и довольные взрослые наивно полагают, что вот теперь-то перед ними серьезный ответственный самостоятельный человек, который точно будет все контролировать, выполнять, перестанет лениться и опаздывать - ведь он для своего будущего старается! Как бы это было замечательно, да только все не совсем так как хотелось бы – игра продолжается…
Итак, следующий уровень сложности – «взрослый ребенок», который уверен в том, что теперь-то он начнет жить нормально, как хочет, потому что его окружают однокурсники, которые и поддержат, и подскажут, и жизни научат, если потребуется.
Таким образом, перед родителями встает вопрос – как остаться значимым авторитетом для ребенка, как выстроить ценностное взаимодействие, как найти общие интересы и новые пути коммуникации?
Во-первых, принять неизбежность – ребенок действительно вырос, вышел из поля постоянного контроля и может более свободно располагать и собой, и своим временем. Во-вторых, осознать – если хочется чтобы он брал на себя ответственность и принимал взвешенные решения, придется учиться относиться к нему как к взрослому человеку. В-третьих, привыкать к мысли о том, что ребенок, как и любой другой человек, может делать выборы, которые оказываются не самыми удачными, совершать ошибки и получать свой жизненный опыт. В-четвертых, при желании высказать резко и доходчиво свое мнение по какому либо не устраивающему вас вопросу, представить что разговариваете с посторонним человеком – это поможет остаться в рамках корректности, избежать оскорблений, обид и ссор. В-пятых, помнить о значимости проявления мягкой заботы, ненавязчивой поддержки, доверия и любви, потому что адаптация первокурсника к новому окружению, поиск своего места в обществе – один из самых непростых периодов в формировании личности и картины мировоззрения будущего действительно взрослого человека.